Пилос: Дворец Нестора, горечь спартанцев и слава Российского флота. Часть I


Для читателя, знакомого с греческой мифологией, название города Пилос скажет о многом. Сюда наведывался Телемах, сын Одиссея, чтобы узнать от царя Нестора о судьбе его отца. Но Дворец Нестора – далеко не единственная достопримечательность в этих местах. События на островке Сфактерия, который отсекает бухту Наварино от открытого моря, еще в V в до н.э. поставили под вопрос могущество легендарной Спарты, а спустя 2000 лет в непосредственной близости от него были вписаны в историю сразу 2 героических страницы из истории российского флота.

Пилос Нестора и Телемаха

Юго-Запад Пелопоннеса интересен многочисленными достопримечательностями, жемчужиной в ожерелье которых является Древняя Олимпия.

Если отправиться от нее на юг в направлении местечка Метони, то очень скоро дорога выведет к городу Пилос, о некоторых страницах истории которого мы и расскажем в этом посте.

Современные путеводители, говоря о городе Пилос, часто вспоминают обнаруженный в 1939-м году Дворец Нестора – мифического царя, который участвовал в Калидонской охоте, битве с кентаврами и Троянской войне.

В Одиссее Гомера упоминается, что Телемах в Пилосе принимал ванну, а потому неудивительно, что обнаружение последней наделало в свое время немало шуму в кругах историков.

Город Пилос в античный период выглядел немного иначе

Пилос был одним из главных центров Микенской цивилизации, но от Дворца Нестора мало что сохранилось

Как бы то ни было, посещающим город Пилос туристам, питающим надежды поглядеть на знаменитый Дворец Нестора, придется понапрягать фантазию: в своем большинстве высота руин не превышает нескольких сантиметров, а потому экскурсия по этим местам часто заканчивается разочарованием.

Куда реже путеводители упоминают о других страничках истории Пилоса, а именно о его роли в Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой и событиях, XVIII-XIX веков, которые непосредственно связаны с действиями в здешних водах кораблей российского флота.

Город Пилос в Пелопоннесской войне

Остров Сфактерия в непосредственной близости от города Пилос упоминается еще в Истории Фукидида.

Будучи современником тех событий, Фукидид в живой и красочной манере описал военную кампанию 425-го года до н.э., которая стала одной из наиболее мрачных страниц в истории спартанской армии.

На тот момент Афины и Спарта уже 6 лет находились в состоянии войны. И до этого отношения между государствами не отличались теплотой, теперь же они перешли к открытому противостоянию.

На протяжении 6-ти лет военная фортуна сопутствовала то одной, то другой стороне, однако решающего перевеса не было ни у одной из них. Афиняне активно использовали преимущество своего флота, спартанцы же порядком осложняли их жизнь на суше.

Ни одна из сторон не отваживалась вносить серьезные коррективы в такую стратегию вплоть событий, разыгравшихся у Пилоса.

В 425 г. до н.э., действуя с эскадрой кораблей в Пелопоннесских водах, Афинский стратег Демосфен укрепил город Пилос, считая его удобной базой для диверсий против Спарты в непосредственной близости от нее (около 70 км).

Сперва казавшийся бесперспективным, этот ход с Пилосом вскоре привлек внимание спартанцев, посчитавших неприемлемым наличие вражеской базы на своей территории.

Зная о спартанской доблести, Афиняне долго не решались на штурм Сфактерии

Подтянув к Пилосу войско и флот, и осадив, таким образом,  врага с моря и суши, они несколько дней упорно, но безрезультатно штурмовали укрепления Афинян.

К последним, между тем, подошла на помощь новая Эскадра, которой удалось не только разбить флот спартанцев, но и полностью перехватить инициативу, заперев на Сфактерии 420 лаконцев.

В боевых действиях наступила патовая ситуация: с одной стороны, спатриаты не могли выбраться с острова из-за Афинского флота, с другой – афиняне сами не спешили высаживаться на остров, не без оснований полагая, что штурм обойдется слишком дорого.

Ситуация усугублялась тем фактом, что спартанские власти назначили высокую награду за доставку продовольствия на Сфактерию, и отчаянные смельчаки, рискуя жизнью, продолжали подкармливать осажденных гоплитов, несмотря на Афинские триеры.

В конце-концов, Афиняне решились на штурм. Полагая, что схватка с известными своей доблестью спартанцами, захлебнется в их собственной крови, они применили хитрый по тем временам ход, сделав ставку на легкую пехоту.

Стараясь избегать прямых столкновений, Афиняне и союзники  издали поражали спартанцев стрелами и дротиками, последние же, несли огромные потери, но ровным счетом не могли ничего с этим поделать. В конце-концов, спартанский гарнизон капитулировал, и в плен было захвачено 292 гоплита.

Победа Афинян произвела огромное впечатление на всех греков, а пленение почти 300 спартанцев серьезно подорвало миф о непобедимости лаконской пехоты. Тем не менее, последним тоже стоит отдать должное, ведь Афиняне высадили на остров десант более, чем в 4 раза превосходящий силы оборонявшихся.

Хотя поражение и ухудшило позиции спартанцев, уже в следующем году они сполна отомстили Афинянам, снарядив отряд под командованием знаменитого полководца Брасида для действий против Афинских колоний на севере Греции. Однако это уже совсем другая история…

Продолжение следует…

Photo by davehighbury

Последнее изменение статьи: 17 Апрель 2020